Saturday, July 29, 2017

Astarium/Drum-Ghoul/Symbol Of Domination Productions/More hate Productions/2017 CD Review



  Russia's  solo  project  Astarium  have  returned  with  a  new  recording  that continues  his  symphonic  style  of  occult  black  metal from  previous  releases  and  this  is  a  review  of  his  2017  album  "Drum-Ghoul"  which  was  released  as  a  joint  effort  between  Symbol Of  Domination  and  More  Hate  Productions.

  Soundscapes  and  field  recordings  start  off  the  album  along  with  some  melodic  guitar  leads  and  symphonic  sounding  synths  a  few  seconds  later  which  also  mixes  in  elements  of  ambient  and  after  a  few  minutes  heavy  guitar  riffs  and  drum  beats  are  added  onto  the  recording  along  with  some  grim  black  metal vocals.

  All  of  the  musical  instruments  on  the  recording  have  a  very  powerful sound  to  them  while  all  of  the  tracks  are  very  long  and  epic  in  length  and  the  riffs  also  utilize  a  great  amount  of  melody  and  when  the  music  speeds  up  a  decent  amount  of  blast  beats  can  be  heard  and  the  songs  also  bring  in  a  great  mixture  of  slow,  mid  paced  and  fast  parts  and  when  tremolo picking  is  utilized  it  also  gives  the  music  more  of  a  raw  feeling.

  Astarium  creates  another  recording  that  remains  true  to  his  symphonic  and  ambient  style  of  occult  black  metal  from  previous  releases,  the  production  sounds  very  professional  while  the  lyrics  cover  Darkness,  Eternity,  Death  and  Occultism  themes.

  In  my  opinion  this  is  another  great  sounding  recording  from  Astarium  and  if  you  are  a  fan  of  symphonic,  ambient  and  occult  black  metal,  you  should  check  out  this  album.  RECOMMENDED  TRACKS  INCLUDE  "Dread  Asylum"  and  "Pernicious  Elixer".  8  out  of  10.

Bandcamp
Facebook
Myspace
Official website
VKontakte

1 comment:

  1. Astarium - Drum-Ghoul (2017) SODP096 / MHP 17-229  More Hate Productions

    Я думаю, что это форсированный пост-блак эмбиент.
    Astarium выпустил очередной чумовой альбом. Имеет уже солидную дискографию, где шесть полноформатов по версии метал архивов, а уж иного материала не перечесть. Я как-то даже чуть ли не начинал классификацию некоторых релизов, как и куда они двигались, их музыкальное наполнение. На пять релизов написаны отклики. Есть, что почитать. Но главное конечно здесь - есть что ПОСЛУШАТЬ. С превеликим интересом и уважением к музыканту. Ибо зачастую за обложками этих всех дисков скрывается один чел — SiN. Все неслабое дело сочинительство ложится на его плечи, а он будто и рад тому.
    Да собственно рады все, кто знает Astarium. Интересно, что же замутил в этот раз музыкант.

    Часть первая, 16 минут душного и жаркого минималистского гитарно-синт-угара, со влитыми в тело траков клавишными же партиями, будто молочко полили на раскаленную сталь. ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ШЕРШАВЫЕ РИФФЫ создают атмосферу никогда не кончающегося трипа, размотанной вечности, и более главное — впечатление дикой намеренной отстраненности.
    Однако после 4 минут такой экзекуции материал вдруг взбодрился, появилась необходимая плотность звука и объем, открылся вокал - хриплый и каркающий, глубокий, утробный, булькающий (попробуйте это все совместить), который немного разогнавшись полностью подключается к процессу. Да и синтезатор начал выдавать чуть поразвернутее конструкции. После середины были отмечены барабаны войны, которые то ли ее отмечали, то ли провозгласили. А адская рашпильная риффовка, собственно, продолжается, и видно, слышно, что она очень дорога для композера.
    Часть вторая — 9 минут. Сначала автор продолжает тему первой части в настроении и настройке инструментов, понемногу переходя к иному концепту. Некоторые посчитали, что этот альбом в целом смахивает на буржумовский и даже обозначили его название. Отмечу, что дух буржума — может быть, но не следование образчикам. Потому это совершенно особое произведение. Где композер копает в душе слушателя клавишной подборкой и настолько ее расковыривает, что она начинает кровоточить как рана. Вокал здесь каркает о чем-то бренном, распадаясь на запчасти с течением композиции.
    Часть третья — 10 минут. Почти готические медиевальные клавиши начинают здесь рассказ, облитые водой так, что она капает из колонок. Барабаны привносят сюда низкие частоты, и компо как бы вскрывается и пробивает асфальт реальности. Но медитативный блэк метальный гипноз не кончается и здесь, кажется тут все является предлогом для того чтобы, вернуться в эмбиентальный блэк-металлический торт. Помните, я говорил про отстранённость — эмбиентальность как раз направлена на отчуждение, к тому же подкрепленная гитарно-синтетическим комплексом, который будто бы составляет ей пьедестал, а на самом деле проваливается во влажное болото, рисковое и только издали прочное.
    Часть 4. 13 минут. А вот здесь композер добрался как раз до эмбиентальных отделов своего мозга. Оч хоршо, что не размышляя, сюда ввергается уже помянутй вокал. И творит здесь ритуалное действо... на болоте? Да хотя бы и там... гармоничность церемонии возрастает здесь очень быстро и держится далее на уверенном высоком уровне. Как и эпичность данного трака, линкующая к каким-то интро древнейших блэк металлических опусов - прямиком из Финляндии, например. Но напомним, здесь это самостоятельное произведение, хотя и удачно внесенное в концепцию этого альбома.


    http://www.morehate.com/release.php?id=237&page=4




    https://youtu.be/jwp2I3LTqC8

    ReplyDelete